Кафе и рестораны скоро не смогут размещать на стенах зданий и витринах информацию о скидках и других рекламных акциях.
Столичные власти обнародовали архитектурно-художественную концепцию внешнего облика улиц, магистралей и территорий города. Как рассказали «Известиям» в пресс-службе Москомархитектуры, к ноябрю 2013 года все предприятия, расположенные на улицах, которые вошли в пилотный проект, должны будут привести вывески в соответствие с документом. В частности, со всех вывесок должна исчезнуть реклама оказываемых услуг и контактная информация, разрешено оставить только логотип компании и род ее деятельности. Логотип также предлагается размещать прямо на стеклах или монтировать в тротуар.
Как пояснили в пресс-службе Москомархитектуры, в пилотный проект вошли организации, располагающиеся на Тверской, 1-й Тверской-Ямской, Большой Садовой улицах, в Камергерском и Столешниковом переулках, а также на Кузнецком Мосту, Петровке, Воздвиженке, Новом Арбате, Большой Дмитровке и Рождественке.
Согласно концепции, витрины должны быть не заклеенными рекламой, а открытыми. Их также нужно подсвечивать ночью. Максимум, что на них можно разместить, — отдельные буквы и знаки без подложки, желательно на высоте человеческого роста. Кроме того, вывески любого размера и вида можно разместить внутри помещения. В заведениях общепита нельзя вешать на стены рекламу акций, допустимы лишь бумажные меню в рамке под стеклом или же доски с меловыми надписями.
Логотип компании можно также размещать на тротуаре. «Такие вывески должны быть выдолблены в камне или изготовлены из металла или керамики и встроены в мостовую. Вывески не должны препятствовать движению пешеходов», — говорится в рекомендациях. Внешний вид мемориальных табличек документ не регламентирует.
Если у организации нет своего фирменного шрифта или зарегистрированного логотипа, то обязательно соблюдать рекомендации по подбору шрифтов. На исторических зданиях желательны шрифты с засечками, на современных — без. В любом случае не рекомендуется использовать популярные шрифты Comic Sans и Arial.
Заслуженный архитектор России Зоя Харитонова позитивно оценила разработанные требования к вывескам: по ее словам, засилье рекламы мешает и пешеходам, и автомобилистам, не дает воспринимать городскую архитектуру. Однако она отметила нецелесообразность вывесок на тротуаре.
— Это уместно только на малолюдных площадках, а не в историческом центре города, где людей очень много, они и под ноги-то не смотрят, — пояснила она.
По словам Харитоновой, рядовым предпринимателям будет сложно соблюдать требования к шрифтам.
— Откуда бизнесмены могут знать, в каком стиле их здание? Надо ли информировать их заранее или привлекать к созданию вывесок художников-профессионалов? В любом случае, на мой взгляд, следует избегать нетипичных для Москвы шрифтов, в частности, стилизованных под арабскую вязь.
Председатель Московской рекламной гильдии Ирина Матысяк также скептически отнеслась к возможности размещения вывесок на асфальте.
— Законодательно реклама на асфальте запрещена, а логотипы компаний являются по сути рекламой, а не вывеской. В любом случае это порча городского имущества. Магазины и кафе не вечно находятся на одном и том же месте, соответственно при переезде им придется эти буквы выковыривать, заделывать дырки. Да и монтаж такой конструкции достаточно дорогой. Кроме того, непонятно, как поступить, если перед зданием не асфальт, а плитка. В этом случае буквы получится делать только выпуклыми, что, разумеется, будет неудобно для пешеходов, — сказала она.
По словам Матысяк, слепо унифицировать все вывески по европейскому образцу в столице не стоит.
— В европейских столицах исторический центр XV–XVI веков, улочки узкие, и это накладывает определенный отпечаток на требования к вывескам, — подчеркнула эксперт. — А в Москве исторический центр большой по площади и представляет собой смесь сохранившихся из прошлых веков домов, советского архитектурного наследия с вкраплениями современных зданий. Поэтому Москве надо придумывать свою эстетику.
Матысяк добавила, что пока не до конца ясно, что делать, если в здании XVIII века находятся предприятия, у которых все брендовые материалы в стиле хайтек. «Видимо, им придется или менять стиль материалов, или переезжать в подходящее по архитектуре здание», — заключила эксперт.
"Известия" 03.06.2013 г.